III

Маркировка товаров на Wildberries

Что лучше: FBS или FBO?
В этой статье подробно рассмотрим обе схемы работы и поможем сделать правильный выбор

Содержание

Команда FFExpert
20.02.2023
  • Читать 5 мин
Почитать позднее
Хоть сейчас есть несколько разных маркетплейсов: Ozon, WB и так  далее — схемы доставки товаров до покупателей примерно одинаковые. Можно выделить два популярных варианта FBO и FBS. Селлер, то есть продавец на маркетплейсе, может выбрать любую удобную ему схему работы.

Что такое FBO?

FBO расшифровывается как «Fulfillment by Operator»,
что в переводе означает «Доставка со склада маркетплейса».
То есть предприниматель своими силами производит упаковку и маркировку товара. А затем отвозит его на склад маркетплейса. У крупных площадок есть складские помещения во многих регионах Российской Федерации, поэтому это не доставляет особых проблем.
wb
oz
я.м
Доставленный товар хранится на складе маркетплейса. Как только пользователь заказывает этот предмет, сотрудники складского помещения собирают заказ и проводят доставку. Сам селлер в доставке от склада до конечного покупателя не участвует, он только может отслеживать этот процесс через интерфейс своего личного кабинета.
О конкретных условиях FBO поговорим в статье далее.

Что такое FBS?

FBS расшифровывается как «Fulfillment by Seller»,
что в переводе будет обозначать «Доставка со склада селлера».
То есть продавец не только самостоятельно упаковывает и маркирует свои товары, но и хранит на собственных складских помещениях. А также самостоятельно осуществляет доставку до сортировочного центра или пункта приема, как только клиент через приложение оформит заказ.
деньги
склад
оборудование
люди
время
Есть некоторые площадки, которые дают селлерам осуществлять самостоятельную доставку до конечного потребителя. Однако если говорить о крупных маркетплейсах, то они самостоятельно транспортируют заказы до пункта выдачи. Единственное отличие между FBO и FBS — место, в котором будет храниться товар до поступления заказа на него, и условия сотрудничества.
О конкретных условиях FBS поговорим в статье далее.

Какие еще
аббревиатуры есть?

FBW – в переводе «Fulfilment by Wildberries»
FBY – в переводе «Fulfilment by Yandex»
В статье выше был показан универсальный перевод аббревиатуры FBO. Однако иногда ее расшифровывают как «Fulfilment by Ozon». То есть в таком контексте она подходит только для маркетплейса «Озон». Однако эта схема работы есть и на других площадках, в том числе на Wildberries и Yandex.Market. Поэтому в некоторых материалах и статьях можно встретить другие аббревиатуры:
FBW
FBY
Не смотря на разное написание, эти аббревиатуры обозначают ровно то же самое, что и FBO. То есть хранение осуществляется на складе маркетплейса, на площадке которого селлер занимается продажами.
Если говорить о FBS (хранение на складе предпринимателя), то в этом случае другие аббревиатуры вы вряд ли встретите в документах и статьях.

Схема работы по FBO

Плюсы и минусы, разница на разных площадках
Система FBO является наиболее популярной и востребованной среди селлеров, так как работать через склад маркетплейса очень удобно. Ведь не нужно организовывать сборку и отгрузку товара. Достаточно лишь провести маркировку, упаковать и довезти партию до адреса складского помещения. Если рассматривать с позиции экономии времени и личных сил, то FBO будет предпочтительнее.
Селлер хранит товар на складе маркетплейса
Маркетплейс собирает заказ
Покупатель забирает заказ
Маркетплейс
доставляет в пункт выдачи
Большинство маркетплейсов в случае сотрудничества по схеме FBO берут на себя следующие обязательства:

  • хранение товара в надлежащих условиях;
  • сборка и упаковка продукции в случае поступления заказа;
  • своевременная транспортировка до пункта выдачи;
  • обратная логистика, если произошел отказ или отмена;
  • утилизация товара в случае повреждения (у всех кардинально разные условия).
Всю информацию об условиях сотрудничества по этой схеме вы можете получить на официальном сайте выбранного маркетплейса.
Рекомендуем уточнять условия работы по FBO только на официальных ресурсах, так как их периодически обновляют.
Например, все маркетплейсы каждый год меняют цены и списки запрещенных к хранению на складах товаров.
Маркетплейс доставляет в пункт выдачи
Селлер хранит товар на складе маркетплейса
доставка в ПВЗ
Хранение товара
Покупатель забирает заказ
выдача заказа
Маркетплейс собирает заказ
сбор заказа
маркетплейс
покупатель
У этой схемы работы множество преимуществ:

  • меньше срок доставки – для некоторых покупателей, это может оказаться важным преимуществом в пользу выбора этого товара;
  • можно хранить на региональных складах – если ваша ЦА находится в регионах, то свои товары можно разместить на складах маркетплейса за Уралом, чтобы еще сильнее сократить время доставки;
  • не нужно искать собственное складское помещение – все товары селлеры хранят на складах маркетплейса;
  • не нужно обрабатывать возвраты – в случае с FBO маркетплейс организовывает и проводит возвраты невыкупленных товаров.
Однако у этого способа есть и ряд недостатков:

  • высокая комиссия – за сотрудничество по FBS придется платить гораздо меньше (но выгоду нужно считать с расчетом стоимости доставки);
  • долгая приемка (не всегда и не у всех) – иногда товары могут принимать до 10 дней и более, особенно в загруженные сезоны;
  • дорого забирать товары со склада – если будет мало заказов, селлер имеет право забрать свои товары со склада, но это не бесплатно;
  • риск потерять вид упаковки – предприниматели не могут контролировать условия хранения, а в случае возврата (если покупатель распечатал коробку и отказался) маркетплейс заменит брендовую упаковку на обычную.
Популярные маркетплейсы: WB, Ozon и «Яндекс.Маркет» — работают по классической схеме FBO. То есть предприниматель в коробках или на палете привозит товары, а площадка обеспечивает их содержание и транспортировку. Кстати, за логистику и хранение предприниматель должен будет заплатить. Цена зависит от конкретного маркетплейса, объема, габаритов и типа товаров.
Кроме того, у каждой площадки есть свои особенности. Например, на «Озоне» по FBO нельзя продавать душевые кабины, аккумуляторы для авто и практически все строительно-отделочные товары. На «Яндекс.Маркете» есть комиссия, которая начинает начисляться в случае долгого хранения на складе (важно следить за быстрым оборотом). А на WB запрет на товары тяжелее 25 килограмм и длиннее 250 сантиметров.
Также на площадках отличаются условия упаковки и маркировки. Если селлер неправильно проведет эти процедуры, то у него откажутся принимать товар на складе. Кстати, большинство маркетплейсов строго следит за графиком приемки. К примеру, если продавец должен привести товары в период с 10:30 до 11:00 и он опоздает, ему могут отказать в приеме продукции. Особенно в этом строг «Озон».
заберем ваш товар от поставщика, подготовим, упакуем, промаркируем и отвезем
на склад маркетплейса.
ФУЛФИЛМЕНТ ДЛЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Или напишите в мессенджер
пн - сб, 10 - 20
ffexpert выполняет полный комплекс услуг под ключ. Подготовка и упаковка
любой сложности в кратчайшие сроки по стандартам маркетплейсов и доставка
точно в срок
заберем ваш товар от поставщика, подготовим, упакуем, промаркируем и отвезем на склад маркетплейса.

Схема работы по FBS

Плюсы и минусы, разница на разных площадках
Принципиальное отличие FBS от FBO заключается в том, что продавец самостоятельно занимается логистикой своих товаров. Большинство маркетплейсов требуют, чтобы продавец после поступления заказа транспортировал продукцию до какого-либо сортировочного центра. Там сотрудники маркетплейса заберут товар и отправят уже до пункта выдачи, где его заберет конечный потребитель.
Таким образом, на продавца в случае работы по схеме FBS накладываются следующие обязанности:

  • прием и обработка поступающих заказов;
  • комплектация товаров с учетом условий заказа;
  • маркировка и упаковка (здесь тоже нужно соблюдать правила маркетплейса);
  • подготовка всех необходимых документов, в том числе сопроводительных бумаг;
  • транспортировка заказа до сортировочного центра маркетплейса.
У селлера обязательно должен быть личный склад, на котором будут храниться все товары. В личном кабинете предприниматель обязательно указывает адрес складского помещения, откуда будет отгружать товар. После отгрузки и транспортировки до сортировочного центра продавец может отслеживать информацию о статусе заказа и его местонахождении. В случае отказа логистикой товара придется заниматься самому.
При такой схеме работы обязанностей у маркетплейса значительно меньше. Он выполняет лишь функцию «витрины» (пользователи смотрят на сайте или в приложении товары и заказывают через интерфейс площадки) и доставки от сортировочного центра до пункта выдачи. Соответственно, комиссия за эти услуги для селлера будет значительно меньше. Конкретная сумма зависит от выбранного marketplace.
Маркетплейс доставляет в пункт выдачи
доставка в ПВЗ
покупатель
Селлер собирает заказ
Селлер хранит товар на своем складе
сбор заказа
Хранение товара
Покупатель забирает заказ
выдача заказа
Селлер доставляет заказ в пункт приема
доставка в Пп
продавец
маркетплейс
Преимущества схемы работы по FBS:

  • небольшая комиссия – если сравнивать с FBO, то предприниматель меньше платит маркетплейсу (но больше тратится на доставку и хранение);
  • один склад для всех заказов – это очень удобно, если селлер хочет работать с несколькими маркетплейсами одновременно;
  • хороший вариант для тестирования – при помощи FBS можно протестировать продажи на разных площадках (если не пойдет, не придется вывозить со складского помещения площадки и при этом платить за это);
  • возвраты поступают обратно к продавцу – после возврата предприниматель или его сотрудники могут проверить качество продукции и ее упаковки.
Однако FBS имеет и недостатки:

  • нужен склад – придется найти, купить или арендовать и содержать склад (а на это потребуется немало ресурсов и сил);
  • нужны дополнительные ресурсы – если покупатель откажется от заказа или отменит его, то заниматься обратной транспортировкой придется селлеру;
  • строгое соблюдение сроков – все маркетплейсы следят за четким соблюдением сроков передачи товара после заказа, в случае нарушения стоит ждать штрафа.
В последние годы часть недостатков FBS компенсируют сторонние компании, которые получили общее название фулфилмент-провайдеры. Они готовы предоставить свои склады продавцам, а также взять на себя вопрос обратной транспортировки после отказа или отмены. Конечно же, это не бесплатно. Зачастую их услуги очень дорогие, но это помогает экономить время и силы.
У всех популярных маркетплейсов: WB, Ozon и Yandex.Market – стандартные условия работы по FBS. То есть предприниматель все хранит на своих складах, а после оформления заказа в назначенные сроки транспортирует до ближайшего сортировочного пункта. Время доставки рассчитывает маркетплейс с учетом местонахождения склада предпринимателя, именно поэтому эту информацию важно указать правильно в ЛК.

Однако у «Озон» есть подтип этой схемы работы, который получил название «Real FBS». В этом случае все задачи ложатся на плечи селлера. То есть он не только хранит товары, но и напрямую доставляет до пункта выдачи своими силами. В этом случае нет промежуточного пункта в сортировочном центре. Маркетплейс лишь выполняет функции «витрины», на которой покупатели изучают товары и оформляют заказ.

Кому подойдет
FBO или FBS?

Схема FBO подойдет тем предпринимателям, которые занимаются реализацией недорогих и востребованных товаров.
Схема FBS подходит тем селлерам, которые продают товары с небольшим потоком.
Например, продовольственные или сезонные изделия, которые продаются в большом количестве. Если селлер уже протестировал маркетплейс и знает, что его продукция не будет залеживаться на складе, то в таком случае рекомендуется выбирать FBO.
Это может быть техника или дорогие изделия. Также FBS рекомендуется предпринимателям, которые хотят лично следить за товарным видом. Например, это важно при продаже хрупких товаров или изделий ручной работы. Кроме этого FBS используется при торговле сразу же на нескольких маркетплейсов или для тестирования конкретной площадки.

Можно ли сочетать схемы?

Сочетать FBO и FBS можно, а в некоторых случаях даже нужно.
Например, это сочетание рекомендуется тем предпринимателям, которые занимаются реализацией широкого спектра товаров. В таком случае хрупкие или габаритные товары можно хранить на личном складе. А на складском помещении маркетплейса содержать популярные и постоянно продающиеся товары.
FBO
FBS

Резюмируя

FBO и FBS — это две схемы работы с маркетплейсом, у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки.
  • В первом случае хранение осуществляется на складе маркетплейса,
  • а во втором — на складском помещении самого предпринимателя.
ffexpert выполняет полный комплекс услуг под ключ. Подготовка и упаковка
любой сложности в кратчайшие сроки по стандартам маркетплейсов и доставка точно в срок
Наш фулфилмент позволяет доставлять товары без вложений в организацию логистики. Все процессы можно сразу передать нам!
Узнайте стоимость обработки вашего товара, в течение 15 минут
Или напишите в мессенджер
Также, можно предварительно посчитать
пн - сб, 10 - 20
ffexpert выполняет полный комплекс услуг под ключ. Подготовка и упаковка
любой сложности в кратчайшие сроки по стандартам маркетплейсов и доставка
точно в срок